<<< обратно
ДЖАЗ-РОК Предтечами
джаз-рока можно считать «белый блюз» (Джон Майалл, «Крим»), впервые внесший в
рок-музыку элемент импровизации, так называемый «брасс-рок» (то есть рок с
медной секцией — ансамбли «Чикаго», «Кровь, Пот и Слезы»), тяготевший к
джазовым приемам аранжировки, а также работы 1969—1971 гг. знаменитого
трубача Майлза Дэйвиса и его ансамбля, где впервые «солидные» джазмены стали
играть в рок-размере — 8/8— и широко применять типичные для рока электронные тембры и эффекты. Бывший партнер Дэйвиса,
гитарист Джон Маклафлин в 1972 году создал «Оркестр Махавишну»— образец
«классического» джаз-рока. Ладовый колтрейновский джаз плюс рок-ритмика и
рок-инструментарий. Непременной была также исключительная виртуозность
исполнителей, недосягаемая даже для лучших рок-музыкантов. Джаз-рок сразу
стал популярен и привлек в свои ряды многих исполнителей — особенно
джазменов, увидевших в нем возможный выход из творческого и коммерческого
тупика, в котором оказался их жанр. Джаз-рок стал объектом разнообразных
влияний — от диско и фанка (Дональд Берд, Боб Джеймс) до восточной,
современной камерной и классической музыки («Орегон», Жан-Люк Понти, Терье
Рипдаль, «Арсенал»), и название течения вскоре изменилось на «фьюжн»
(«сплав») или «кроссовер» («пересечение»). Ярчайший представитель «фьюжн»—
группа «Прогноз погоды». К концу 70-х годов фьюжн вышел из моды: одни
музыканты (Чик Кориа) вернулись к «акустическому» джазу, другие (Херби
Хэнкок) стали исполнять откровенно «танцевальный» электронный фанк. |